Все мы в то или иное время проходим лабораторные исследования в поликлиннике, больнице. Медсестры берут результаты УЗИ, анализа крови, МРТ, или иного исследования и передают в неизвестном нам — простому обывателю — направлении. Итоги этих исследований мы видим у себя в анкете, электронной медицинской карте, на их основе врачи дают рекомендации. Но что проходит между этим, как все движется? Именно это я и думал узнать в НИИ им. Семашко, идя 12 октября 2022 г,, на расширенное заседание кафедры «Общественного здоровья и здравоохранения» Института. Формулировка «организация лабораторной службы субъекта России» наводит на мысль о передаче данных результатов анализа пробирок с биоматериалом к медицинским приборам и далее по информационным системам в структурированные электронные медицинские документы и в ВИМИС, ЕГИСЗ, в которых не только врач и пациент, но и министр региона, руководство страны могут увидеть необходимые данные как о пациенте, так и провести анализ ситуации в стране или субъекте федерации, отфильтровав вывод данных по нужным показателям.
Однако, тема диссертационного исследования Гольдберг А.С. «Медико-организационные аспекты совершенствования организации лабораторной службы субъекта Российской Федерации» на соискание звания кандидата медицинских наук по была по научной специальности 3.2.3. «Общественное здоровье, организация и социология здравоохранения», где обсуждаются не технические, а медико-организационные аспекты. Согласно краткой справке, целью исследования являлось «научно обосновать и разработать медико-организационные технологии повышения доступности лабораторной диагностики».
Присутствуя впервые на так называемой «предварительной» защите диссертации, исходя из прочитанного, под «доступностью лабораторной диагностики» я подразумевал скорость проведения анализа, близость лабораторий к пункту сбора анализа, поскольку мы находимся в медицинском институте, однако на деле оказалось, что под этим подразумевалась экономическая доступность, то есть цена анализа — во всяком случае, я так это понял. Ближе к середине, через некоторое время после окончания 20-минутного доклада, я нашел этому подтверждение: диссертант в ходе ответов на один из вопросов пояснил, что в исследовании учитывались реалии 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», таким образом, медико-организационный, я бы переформулировал на юридико-организационный аспект. Мне не запомнился в докладе какой-либо медицинский термин, речь шла скорее об организационной сущности процесса.
Что же входило в задачи исследования? Приведу цитату розданной присутствующим аннотации:
-
Провести информационно-аналитическое исследование текущего состояния организации лабораторной диагностики;
-
Систематизировать модели организации службы лабораторной диагностики путем создания стандартизированных характеристик;
-
Провести социологический опрос экспертов – организаторов службы лабораторной диагностики;
-
Сравнительно изучить распространенность и особенности моделей организации службы лабораторной диагностики в субъектах Российской Федерации;
-
Разработать медико-организационные технологии, обеспечивающие повышение доступности службы лабораторной диагностики, включая практико-ориентированные способы выбора и оценки применимости модели организации службы.
Достаточно сказать, что ни одного региона в ходе доклада не было названо, где были бы апробированы указанные методы. Социологического опроса экспертов я тоже не увидел — возможно все это будет на защите самой диссертации, когда будут представлены все данные.
Пожелаем успехов Гольдберг Аркадию Станиславовичу в разработке методической документации, направленной на совершенствование организации лабораторной службы региона России, то есть помощи всем нам!
В.Ю. Булатов