Профессиональные заболевания музыкантов и их профилактика средствами физической культуры (обзор научных публикаций)

Здравоохранение

Стасевич Н.Ю., Захаренкова Н.М., Тазина Т.В., ФГБНУ НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко, Москва

Occupational desiases of musicians and their prevention by means of physical culture (review of scientific publications)

Stasevich N.Yu., Zaharenkova N.M., Tazina T.V., FGBNU N.A. Semashko Research Institute of Public Health, Moscow

Аннотация. Профессиональные заболевания лиц музыкальных профессий встречаются не так редко, как принято считать. По данным статистики во всем мире около 90 % музыкантов имеют профессиональные заболевания. Известны имена выдающихся музыкантов, страдавших профессиональными заболеваниями рук: С. Рахманинов, А. Тосканини, С. Танеев, Т. Нейгауз, С. Скрябин и другие. От профессиональной болезни музыкантов ужасно страдал Роберт Шуман, что заставило его прекратить игру на рояле и сосредоточиться на сочинении музыки.

Ключевые слова: профессиональные заболевания, музыканты, профилактика, физическая культура.

Annotation. Occupational diseases of persons of musical professions are not as rare as is commonly believed. According to statistics around the world, about 90% of musicians have occupational diseases. The names of outstanding musicians who suffered from occupational diseases of the hands are known: S. Rachmaninov, A. Toscanini, S. Taneev, T. Neuhaus, S. Scriabin and others. Robert Schumann suffered terribly from the professional illness of musicians, which forced him to stop playing the piano and concentrate on composing music.

Keywords: occupational diseases, musicians, prevention, physical culture.

Контактная информация: Стасевич Наталья Юрьевна, д.м.н., ведущий научный сотрудник ФГБНУ НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко; e-mail: zdrav@artmedicina.info, n.stasevich@outlook.com

Contacts: Stasevich Natalya, Doctor of Medical Sciences, Leading Researcher at the N.A. Semashko Research Institute of Public Health; e-mail: zdrav@artmedicina.info, n.stasevich@outlook.com

Введение. «Профессиональные заболевания условно принято делить на пять групп:

Первая — болезни, связанные с воздействием пылевых компонентов.

Вторая — заболевания, возникшие в результате поражения химическими факторами.

Третья – недуги, вызванные физическими факторами (ультразвуковыми, вибрационными, лучевыми, электромагнитными, метеорологическими).

Четвёртая – немощь в результате перенапряжения органов и систем человеческого организма.

Пятая – расстройство систем организма в силу биологических факторов.

Для нас по ряду причин особый интерес представляет четвёртая группа заболеваний, а более конкретно – область профессиональных болезней музыкантов» [МГМСУ им. А. И. Евдокимова. Профессиональная патология. Очерк. 2014, 23 с.].

«Преобладающие формы проявления профессиональных болезней — это двигательные нарушения. К профессиональной невралгии относится невралгия плечевого сплетения, нередки нейромиалгии, нейромиозиты, нейротендомиозиты. При игре на инструменте музыканту необходимо пользоваться мышцами, нервами и костями (костно-мышечная и нервная системы), что требует многочасовых репетиций. К нарушению здоровья приводят отсутствие систематических и грамотных занятий, длительные и бесперерывные занятия, неправильная поза, а также повышенный шумовой уровень во время занятий» [МГМСУ им. А. И. Евдокимова. Профессиональная патология. Очерк. 2014, 23 с.].

В конце XIX века болезни рук у пианистов стали настолько частыми, что это заставило некоторых музыкантов практически пересмотреть основы методики преподавания. Актуальность решения этой проблемы существует и в сегодняшней реальности. В Берлине даже создан Институт здравоохранения музыкантов, где изучают профессиональные заболевания музыкантов, способы их лечения и профилактики.

Таким образом, вопросами изучения состояния здоровья, разработке профилактических и реабилитационных мероприятий уделяется не так много внимания, что и послужило основанием затронуть данный вопрос более детально, начав с анализа имеющихся научных публикаций.

Результаты и обсуждение. Как показали исследования многих учёных, от функционального перенапряжения при игре на музыкальных инструментах может возникнуть ряд заболевания верхних конечностей (миозиты, бурситы, эпикондилиты, ганглии, тендовагиниты, периартриты, легаментиты и др.), вызывающих не только болевые ощущения, но и ограничивающих трудоспособность музыканта и, в ряде случаев, требующих переквалификации [2, 8, 9, 10].

Преобладающие среди музыкантов формы проявления профессиональных болезней должны быть отнесены к двигательным расстройствам в виде аномального состояния двигательной системы (нарушение нормальных, рациональных отправлений ее при игре, своего рода «перенапряжение» мускулатуры), итогом которого нередко являются непроизвольные сокращения мышц, обычно именуемые судорогами, и боли невралгического характера. Профессиональные невралгии представляют собой невралгии плечевого сплетения (поскольку речь идет о верхних конечностях). Часто встречаются так называемые невромиалгии и невромиозиты, невротендомиозиты [8, 9].

Дискинезия – своеобразное профессиональное заболевание пианистов, скрипачей, трубачей, барабанщиков, дирижеров, которое имеет в литературе много названий – координаторный невроз, профессиональный невроз, писчая судорога, писчий спазм, графоспазм и, наконец, «профессиональная дискинезия». Это заболевание характеризуется расстройством координации движений при выполнении профессиональной работы, обязательным условием которой является сочетание быстроты и высокой координации движений [2].

Существует своеобразная дискинезия губ у музыкантов, играющих на духовых инструментах, они подвержены координаторному неврозу губ [2].

Профессиональные дискинезии развиваются большей частью у высококвалифицированных музыкантов и часто бывают трагичны, так как музыканту труднее, чем кому-либо другому, сменить свою профессию. Одна лишь мысль лишиться возможности дальнейшей деятельности на избранном поприще влечет за собой, в большинстве случаев, подавленное настроение больного, тяжело переживается и «обрастает» выраженными реактивными наслоениями [2, 8, 9].

Ухудшение газообмена и увеличение резервного объема выдоха говорит о скрытой эмфиземе легких у певцов (по общепринятым понятиям практически здоровых людей), а также у музыкантов, играющих на духовых инструментах [10].

Длительное и частое повышение внутрибрюшного давления при игре на духовых инструментах, обусловленное напряжением брюшной стенки, создает препятствия к оттоку крови из вен нижних конечностей, что предрасполагает к варикозному расширению вен. Оно усугубляется длительным стоянием, характерным для группы исполнителей, так как при отсутствии сокращения мышц нижних конечностей выпадает основной механизм, способствующий оттоку крови из глубоких и поверхностных вен ног [2].

Условия труда певцов, артистов хора и оперетты отличаются от условий труда музыкантов-инструменталистов. Они чаще склонны к простудным заболеваниям верхних дыхательных путей, это объясняется чувствительностью голосового аппарата к охлаждению и условиям творческой деятельности. Артисты могут простудиться во время смены декораций, особенно весной и осенью, когда театры не отапливаются и температура в помещении ниже нормы [7, 9].

Часто сценическая деятельность требует выступления в тяжелых, закрытых костюмах, что вызывает перегревание организма, нарушения координации дыхания, затрудняет голосоведение. Иногда актеру приходится петь сидя, лежа или в другой позе, что требует большого напряжения голоса. Чтобы не пропустить время выступления со своей арией, точно подать реплику партнерам по сцене, актер должен быть внимательным, собранным, а это требует большого напряжения нервной системы. Артистам оперетты по ходу спектакля необходимо часто переключаться с речевой тональности на певческую и наоборот. Все это, а также значительные передвижения по сцене, танцы требуют большого напряжения голосового и дыхательного аппарата и нередко сопровождаются различными голосовыми расстройствами [7].

Экспериментально установлено, что нарушение временных отношений фаз вдоха и выдоха, в зависимости от исполняемой музыкальной фразы, длительным и напряженным выдохом предъявляет повышенные требования к работе единой функциональной системы: легкие – сердце [10].

Наиболее частыми заболеваниями у певцов-профессионалов являются фонастения, ларингиты, полипы и певческие узелки, трахеиты, функциональные расстройства, приводящие прекрасные от природы голоса к полному разрушению [2, 7, 9].

Профессиональные заболевания редко встречаются у музыкантов в возрасте старше 30 лет, и в 72 % случаев они встречаются у лиц, моложе 25 лет, особенно часто в возрасте 18-23 лет [8, 9].

Это тот самый возрастной уровень, когда оркестранты, камерные исполнители, солисты овладевают необходимой для профессиональной деятельности техникой своего инструмента, голоса и вступают на профессиональную сцену. Однако, эта техника и профессиональные навыки еще недостаточно хороши, чтобы предохранить музыканта от «срывов», в результате как физической, так и эмоциональной перегрузки. Первые шаги на профессиональной сцене, как правило, совпадают с периодом учебы в музыкальном училище, в консерватории. Можно сделать вывод, что профессиональные заболевания в массе падают на стадию формирования личности музыканта, иными словами, на период развития исполнительских и творческих навыков.

Однако, несмотря на молодой возраст, время занятий музыкой у 82 % больных профессиональными заболеваниями превышал 10 лет, а у 40 % – 15 лет, так как музыканты обычно начинают играть с 4-6 лет [8, 9].

Очень часто педагоги-музыканты почти не занимаются вопросами профилактики профессиональных заболеваний музыкантов, и, чаще всего, им не хватает теоретической подготовки в этой области [10].

В анамнезе больные профессиональными заболеваниями, как правило, связывают это с хроническим утомлением на почве профессионального перенапряжения мышц и функций, связанных еще с нервирующими моментами и профессиональными перегрузками [2, 8, 9, 10]. Можно сделать вывод, что профессиональные заболевания возникают в результате нарушения естественных физиологических законов работы мышц и функций, которое может быть вызвано как искажением рабочих навыков и физическими особенностями организма, так и недостатком тренированности исполнительского аппарата.

Ряд специалистов-музыкантов отмечают необходимость и большую значимость физических упражнений, как в области совершенствования исполнительской техники, так и в области профилактики и терапии профессиональных заболеваний [1, 6, 7, 10]. Некоторые из них отмечают терапевтическое действие утренней гимнастики, водных процедур, закаливания и массажа, «двигательной терапии» и специальной гимнастики до игры, пения, дирижирования. А ряд авторов рекомендуют неуклонно развивать и тренировать мышцы, заниматься зимними и летними видами спорта, художественной гимнастикой, теннисом, настольным теннисом, бадминтоном, греблей. Специальные упражнения для рук, ног, туловища, упражнения на расслабление, растяжение и координацию движений, для укреплений функций внешнего дыхания были предложены педагогами-музыкантами [2, 6, 10].

Большинство авторов единодушны в том мнении, что главным физическим качеством для музыкантов всех специальностей является выносливость [1, 6, 8, 10].

В профилактике профессиональных заболеваний не менее важной стороной учебной, исполнительской и производственной деятельности музыканта является организация занятий, репетиций, концертов, которые далеко не всегда зависят от самого музыканта. Часто учебная и производственная деятельность диктует двухразовые нагрузки: утром – на репетиции, вечером – на спектакле. Работа в вечернее и ночное время очень утомительна. Такие занятия и работа требуют строгого соблюдения режима труда и отдыха. Рациональной она будет в том случае, когда работа чередуется с паузами отдыха. Наблюдения показали, что музыкант не должен играть более 30-40 минут без перерыва. Через 40 минут рекомендуется сделать перерыв на 5-10 минут, так как продолжение игры свыше 40 минут приводит к утомлению нервно-мышечного аппарата. После 3-4 часов занятий отдых должен быть более длительным [2, 7, 8, 9]. Не следует перегружать молодой неокрепший организм непосильными занятиями, необходимо рационально составлять музыкальную программу. Плохое самочувствие, переутомление, нерегулярность питания, злоупотребление алкоголем и табаком, недостаточное пребывание на свежем воздухе, непродолжительный сон и малая двигательная активность могут способствовать более быстрому возникновению профессиональных заболеваний и заболеваний органов зрения.

Проанализировав профессиональную и творческую деятельность музыкантов, нами экспериментально установлено, что физиологически обоснованным профилирующим видом спорта для них является плавание.

Занятия плаванием оказывают положительное влияние на респираторную систему, совершенствуют ее функцию, что имеет существенное значение в профессиональной деятельности музыкантов-духовиков, вокалистов и хоровиков-дирижеров [10].

Плавание известно как средство профилактики и метод лечения различных заболеваний [3]. В воде практически исключается статическая работа скелетной мускулатуры и мышцы получают возможность расслабиться. Уменьшается нагрузка на позвоночник, а это является благотворным фактором для лечения радикулитов, сколиозов. Активные занятия плаванием помогают вылечиванию различных травм, связанных с растяжением связок, вывихами.

При погружении тела в воду повышается окружающее давление и легочные объемы уменьшаются. Функциональная остаточная емкость и остаточный объем воздуха уменьшается в воде примерно на 100-200 мл. Этот факт является очень важным для профилактики эмфизематозных заболеваний легких у певцов и исполнителей на духовых инструментах [5].

Плавание является эффективным средством закаливания, так как вода в 28 раз сильнее, чем воздух, поглощает тепло с кожного покрова тела. Терморегуляция организма в воде играет большую роль в профилактике простудных заболеваний, составляющих до 40 % общей заболеваемости.

Совершенствование техники плавания, поворотов, общее согласование движений рук, ног, туловища и дыхания при плавании стимулируют динамическую координацию рук и всего корпуса, совершенствуют двигательные навыки [3], а это очень важный момент в профессиональной деятельности музыкантов, особенно хоровиков-дирижеров. Кроме того, плавание формирует умение расслаблять мышцы, что профессионально важно для музыкантов всех специальностей. Специалисты также отмечают положительное влияние занятий плаванием на подвижность в суставах.

Экспериментально доказано, что плавание – один из циклических видов спорта, совершенствующих выносливость. А выносливость является профессионально важным физическим качеством для музыкантов всех специальностей.

Музыкантам необходимо заниматься и спортивными играми. Занимающиеся баскетболом значительно опережают в моторном развитии молодежь, занимающуюся по общепринятым программам по физическому воспитанию. Это особенно проявилось в таких компонентах моторики, как динамическая координация в целом, что наиболее ценно для музыкантов, особенно дирижеров [4].

Упражнения в передаче и ловле мяча совершенствуют функцию зрения. При игре с приспущенным мячом (баскетбол, волейбол) не только сводится к минимуму возможность получения травмы, но и развивается сила и гибкость кисти. Наиболее доступными (с точки зрения безопасности и воспитания профессионально важных физических качеств музыканта) являются игры в теннис, бадминтон и настольный теннис.

Как и у любого вида тренинга, у танцев имеются некоторые противопоказания. Если у вас есть проблемы с коленными суставами, будьте осторожны на занятиях. Современные танцы танцуются «до упада», в прямом смысле слова. Танцы прилично нагружают сердечнососудистую и дыхательную системы, развивает координацию движений и выносливость, нагружает различные мышцы тела.

Растяжка в танцевальном уроке играет немаловажную роль: во-первых, она помогает расслабить зажатые мышцы, которые в таком состоянии мешают нам делать плавные пластичные движения; во-вторых, растяжка помогает избежать нелепых травм, когда очертя голову бросаешься в танец. Так что будьте к себе внимательны. Танцы – не просто «дрыганье», а особая культура управления своим телом.

Любая интенсивная физическая деятельность сопряжена с угрозой травматизации.

Многие танцоры и учителя считают, что травма – это своего рода замаскированная польза; улучшенное понимание потребностей тела, становящееся результатом травмы и посттравматической терапии, зачастую открывает танцорам глаза на обязательность профилактики и грамотных тренировок.

Любой танцующий человек неизменно сталкивается с травмами. Они бывают совершенно разными по сложности и времени реабилитационного периода.

Заключение. Таким образом, приведённый анализ существующих научных публикаций в отношении состояния здоровья работников сферы культуры и искусства, как отдельно взятой профессиональной группы, анализа необходимых и адекватных методов его коррекции с позиции профилактической медицины и с использованием организационных механизмов не достаточно изучался.

Выявлены лишь отдельные мнения медицинских работников в отношении необходимых методов регулирования патологических состояний музыкантов и танцоров в виде реабилитационных спортивных процедур, который носят неорганизованный характер.

В этой связи необходимо создать отдельно выделенное направление в медицине – артмедицина, которое объединило бы специалистов разного профиля: от врачей — профпатологов, врачей – неврологов, врачей-травматологов, врачей акушеров-гинекологов и клинических психологов до специалистов немедицинского характера – это социальные работники и юристы.

Библиография:

  1. Артамонова В.Г., Мухин Н.А. Профессиональные болезни. М.: Медицина; 2004. 432 с. 

  2. Бабанов С.А., Воробьева Е.В. Особенности диагностики и течения вибрационной болезни в условиях современного производства. Трудный пациент 2010;(5):28-30.

  3. Воробьева Е.В., Бабанов С.А. Особенности неврологических проявлений при вибрационной болезни от действия локальной и общей вибрации. Новые медицинские технологии 2010;(7):43-49.

  4. Ганьшин И.Б., Система контроля качества специализированной медицинской помощи. Естественные и технические науки 2013;(1):126-128.

  5. Габриелян А.Р. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. Спрос, предложение и рыночные структуры в здравоохранении. Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал] 2013; 34 (6). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/522/30/lang,ru/ (Дата обращения 26.04.2014)

  6. Ганьшин И.Б., ШеленбергЛ.В. Изучение доминирования во взаимоотношениях врач – пациент. Медицинские науки 2013;(6):19-20.

  7. Кирьяков В.А., Сухова А.В., Сааркоппель Л.М. Костно-суставные изменения при воздействии локальной вибрации. Медицина труда и промышленная экология 2011;(8):36-43.

  8. Косарев В.В., Бабанов С.А. Вибрационная болезнь. Справочник поликлинического врача. 2008:(11):6-22.

  9. Стародубов В. И. Сохранение здоровья работающего населения — одна из важнейших задач здравоохранения. Медицина труда и промышленная экология 2005;(1):1–8.

  10. Шавловская О.А. Пластичность корковых структур в условиях неврологического дефицита, сопровождающегося расстройством движения в руке. Современные подходы в реабилитации. Физиология человека 2006;(6):119–126.

References

  1. Artamonova V.G., Mukhin N.A. Professional’nye bolezni [Occupational diseases]. Moscow: Meditsina; 2004. 432 p. (In Russian).

  2. Babanov S.A., Vorob’eva E.V. Osobennosti diagnostiki i techeniya vibratsionnoy bolezni v usloviyakh sovremennogo proizvodstva [Features of diagnosis and the course of vibration diseases in conditions of modern production process]. Trudnyy patsient 2010;(5):28-30. (In Russian).

  3. Vorob’eva E.V., Babanov S.A. Osobennosti nevrologicheskikh proyavleniy pri vibratsionnoy bolezni ot deystviya lokal’noy i obshchey vibratsii [Features of neurological manifestation in vibration diseases caused by local and general vibration]. Novye meditsinskie tekhnologii 2010;(7):43-49. (In Russian).

  4. Gan’shin I.B., Sistema kontrolya kachestva spetsializirovannoy meditsinskoy pomoshchi [The quality control system for specialized health care]. Estestvennye i tekhnicheskie nauki 2013;(1):126-128. (In Russian).

  5. Gabrielyan A.R. Zdravookhranenie v usloviyakh rynochnoy ekonomiki. Spros, predlozhenie i rynochnye struktury v zdravookhranenii [Healthcare in conditions of market economy. Demand, supply, and market structure in health care]. Sotsial’nye aspekty zdorov’ya naseleniya [serial online] 2013 [cited 2014 Apr 26]; 34 (6). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/522/30/lang,ru/ . (In Russian).

  6. Gan’shin I.B., ShelenbergL.V. Izuchenie dominirovaniya vo vzaimootnosheniyakh vrach – patsient [Study of domination in doctor-patient relation]. Meditsinskie nauki 2013;(6):19-20. (In Russian).

  7. Kir’yakov V.A., Sukhova A.V., Saarkoppel’ L.M. Kostno-sustavnye izmeneniya pri vozdeystvii lokal’noy vibratsii [Osteo-articular changes caused by the exposition of local vibration]. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya 2011;(8):36-43. (In Russian).

  8. Kosarev V.V., Babanov S.A. Vibratsionnaya bolezn’ [Vibration disease]. Spravochnik poliklinicheskogo vracha 2008:(11):6-22. (In Russian).

  9. Starodubov V.I. Sokhranenie zdorov’ya rabotayushchego naseleniya — odna iz vazhneyshikh zadach zdravookhraneniya [Working population health promotion is one of the most important challenges of health care]. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya 2005;(1):1–8. (In Russian).

  10. Shavlovskaya O.A. Plastichnost’ korkovykh struktur v usloviyakh nevrologicheskogo defitsita, soprovozhdayushchegosya rasstroystvom dvizheniya v ruke. Sovremennye podkhody v reabilitatsii [Plasticity of cortical structures in conditions of neurological deficit accompanied by hand movement disorders. Contemporary approaches to rehabilitation]. Fiziologiya cheloveka 2006;(6):119–126. (In Russian).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *